Loading ...

Организация питания

«Горячая линия» по вопросам питания

Заведующий государственным учреждением образования «Детский сад № 107 г. Могилева», Кузьмичева Ольга Олеговна, Обращаться по телефону +375 222 63 61 41

Для оказания справочно-консультационной помощи населению по вопросам организации питания обучающихся, создана «горячая линия».
Обращаться по телефону +375 222 42-24-17 с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 (в рабочие дни).
Ответственный — инженер-технолог государственного учреждения «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций» Карначева Ольга Васильевна.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 февраля 2024 г. № 25 Об утверждении санитарных норм и правил

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10 февраля 2023 г. № 28 Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 ноября 2019 г. № 106

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21 ноября 2019 г. № 106 Об утверждении Инструкции о порядке организации диетического питания

Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста.

Image

Составлять меню учреждению дошкольного образования помогает компьютерная программа: «Крошка»

Примерный двухнедельный рацион

ГРАФИК ПОЛУЧЕНИЯ ПИЩИ В ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

ГруппаЗавтракОбедПолдник
№ 48.0011.4515.10
№ 108.0211.4815.13
№ 18.0411.5115.16
№ 78.0611.5415.20
№ 88.0811.5715.24
№ 68.1012.0015.28
№ 98.1212.0515.30
№ 128.1412.0815.33
№ 28.1612.1115.36
№ 58.2012.1515.38
№ 38.2212.2015.42
№ 118.2412.2515.45

На основании ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2023 г. № 555 оплата за питание воспитанников в учреждении дошкольного образования за один день составляет:

100%:  сад – 4,71 руб

ясли- 3,59 руб

Плата за питание детей в детском саду взимается в размере 100 % от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Оплата производится ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца. При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников детского сада о предстоящем отсутствии ребенка.

Решение о предоставлении льгот принимается в течение 5 дней со дня подачи заявления.

Произведение оплаты за питание
Произвести оплату за питание учреждения дошкольного образования можно:

1. С помощью АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.)

Путь оплаты за питание детей в дошкольном учреждении: 

Система расчета ЕРИП/Образование и развитие/Отделы, управление по образования/Могилев/ОО Ленинского р-на/Питание в детском саду/Указать лицевой счет ребенка/Нажать слово «инфо»/Проверить данные ребенка/Оплатить

2. В банке

Во избежание различных неприятных ситуаций, при любом варианте оплаты, пожалуйста, обращайте внимание и проверяйте наименование организации, расчётные реквизиты, расчётный счёт управления образования. Обязательно распечатайте и сохраните чек об оплате, чтобы в любой момент можно было подтвердить факт оплаты.

Оплату за питание в детском саду желательно производить не ранее 10-го числа и не познее 25 числа текущего месяца. 

Льгота по оплате за питание предоставляется ТОЛЬКО при наличии всех документов. Справки на предоставления льгот должны обновляться на начало календарного года.

Для родителей имеющих 2-х детей получающих дошкольное образование в РАЗНЫХ дошкольных учреждениях необходимо предоставлять документы, подтверждающие зачисление в дошкольные учреждение, и своевременно информировать руководителей об отчислении.

Освобождение от оплаты за питание на 30%
Плата за питание снижается на 30 % для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребёнок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается:

  • справка о месте жительства и составе семьи.
Освобождение от оплаты за питание на 50%
Плата за питание в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 %:
  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приёмных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

  • удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного и справка о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

  • справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приёмных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).
Освобождение от оплаты за питание на 100%
Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования не взимается:
  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в в Законе Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

  • удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;
  • выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы.
Основы рационального питания
   

Рационально построенное питание детей дошкольного и школьного возра­ста обеспечивает их правильное физическое развитие. Пища должна покрывать потребность ребенка во всех основных ингредиентах, энергетическая ценность ее должна соответствовать возрасту ребенка. Дети этого возраста отличаются большой подвижностью, интен­сивным ростом, обмен веществ у них более высокий, потребность в пластиче­ских элементах большая.

ВозрастЭнергетическая ценность ккал/суткиБелкиг/ суткиЖирыг/ суткиУглеводыг/ сутки
1-3 года1300-150046-5644-53175-210
4-6 лет1500-190049-7150-63203-266

  Для детей дошкольного  возраста также имеет значение пра­вильный режим питания:

  • обеспечение приемов пищи через каждые 3,5-4 часа, строго в определенное время;
  • организацию 4-х разового питания при пребывании детей в дошкольном учреждении 12 часов, 3-х разового- пребывание детей 10,5 часов

При составлении меню соблюдают правильное количественное и качественное распределение продуктов на при­емы пищи в течение дня.

  Утренний завтрак должен со­держать 25% суточной энергетической ценности. Рекомендуется включать в завтрак сыр, колбасу, салат, горячее блюдо — мясное или рыбное с овощным или крупяным гарниром. Вместо мясных и рыбных продуктов можно дать творожные или яичные блюда, каши, кофе с молоком или чай, хлеб с маслом.

  Обед должен содержать 35% суточной энергетической ценно­стидо принятия первого блюда дают салат или винегрет, сельдь, первое блюдо — суп мясной, рыбный. На второе ребенок полу­чает мясо или рыбу с гарниром (овощным или крупяным), хлеб ржаной.

  Полдник (15% суточной энергетической ценности)обычно составляют кефир, молоко или простокваша и булочка.   

Ужин (25 % суточной энергетической цен­ности) включает салаты, крупяные, творожные или яичные блюда, чай, молоко, хлеб с маслом. В зависимости от возраста количество пищи в меню дол­жно быть различным.   Составляя суточный рацион ребенка, удобнее начи­нать с обеда, в состав которого обычно входит максималь­ное количество мяса или рыбы, а также значительная часть масла и овощей. Оставшиеся продукты распределяют меж­ду завтраком, полдником и ужином. При этом необходимо следить за достаточным разнообразием питания, не допус­кая повторения одного и того же блюда в течение не толь­ко одного, но и ближайших дней. Важно как можно больше включать в питание детей овощных блюд, а также свежих овощей и фруктов. 

Желательно, чтобы в течение дня дети получали два овощных_блюда и только одно крупяное или из макаронных изделий.

Для этого целесообразно готовить комбинированные _гарниры из набора различных овощей; в состав обеда, а при возможности завтрака и ужина, вклю­чать салаты из сырых овощей и овощей с фруктами; в ка­честве третьих блюд давать свежие фрукты, свежие или консервированные соки, фруктовые пюре для детского пи­тания. Овощи должны использоваться разнообразные, осо­бенно полезны тыква, кабачки, фасоль. Необходимо еже­дневно давать детям богатую микроэлементами свежую зелень (шпинат, укроп, петрушка и др.), а также зеленый и репчатый лук, чеснок, особенно в период сезонных подъе­мов заболеваемости острыми респираторными инфекция­ми. Из репчатого лука можно готовить салат «Здоровье», измельченный чеснок использовать как добавку к первому блюду, салату. Квашеные овощи допускается использовать для детей после 2-х лет (квашеную капусту — только в до­школьных группах). 

Салаты дети должны получать с 1 го­да, вначале в протертом виде, в 2-3 года — мелконарезанные, после 3-х лет — кусочками. 

Детям любого возраста полезны кисломолочные продукты, оказывающие благоприятное действие на про­цессы пищеварения и состав микрофлоры кишечника. По­этому в ежедневный рацион ребенка на полдник или ужин необходимо включать кефир, йогурт, биолакт, ряженку, ацидофилин и другие аналогичные продукты. Сыр рекомендуется нежирных сортов (не более 55 % жирности), длительного созревания — типа голландский, эстонский и др.Мясо является необходимым продуктом детского пи­тания из-за большого набора полноценных белков, мине­ральных солей. Не совсем благоприятное соотношение между кальцием и фосфором в мясе в некоторой степени компенсируется введением в рацион с мясными блюдами достаточного количества овощей. 

Овощи повышают усвоя­емость мясных изделий до 96 %, в то время как с крупяны­ми гарнирами мясо усваивается лишь на 80 %. В питании детей должны использоваться разнообраз­ные крупы. Предпочтение следует отдавать гречневой и овсяной, особенно ценным по белковому и минеральному составу. Этим же отличаются и бобовые культуры. Следует учитывать, что крупяные блюда хорошо усваиваются с мо­локом и творогом.Сахар и сладости являются источником легкоусвояе­мых углеводов. За счет мармелада, зефира, пастилы, дже­ма, повидла ребенок может получать до 15 % общего коли­чества углеводов.

«Столовый этикет дошкольников»
(создание условий для ознакомления дошкольников с правилами сервировки стола, культуры и поведения во время еды)

Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни.  Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.  Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

Как правило:

— дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;

— не всегда используют салфетку;

— не знают названия блюд;

— не соблюдают правила поведения за столом;

— не всегда используют столовые приборы по назначению.

Правила сервировки стола

В дошкольном учреждении детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы.

Вилки дают детям начиная со 2-ой младшей группы (2 полугодие), а ножи — со старшей группы.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному. 

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку  с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в дошкольном учреждении разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из  колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет салфетницы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка хлебниц, салфетниц, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи.

Памятка: «Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом» 

1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении. 

2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот. 


3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка: 
Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения. 
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами. 

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно! 

  Организация питания детей в группах

1.  Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

     — в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

     — в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному директором школы.

3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:  

     — промыть столы горячей водой с мылом;

     — тщательно вымыть руки;

     — надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

     — проветрить помещение;

     — сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

5.  К сервировке столов могут привлекаться дети с  3-4 лет (разложить салфетки под горячее или салфетницы, хлебницы.

6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы и хлебницы собирают дежурные).  

7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

  —  во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;

   — разливают III блюдо;

   — в салатницы, согласно меню,  раскладывают салат (порционные овощи);

   — подается первое блюдо;

   — дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

 — по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

  — дети приступают к  приему первого блюда;

 — по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;

  — подается второе блюдо;

   — прием пищи  заканчивается приемом третьего блюда.

9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.

10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

Рекомендация для родителей “Правильное питание для дошкольников”

“Человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей”                                                                                                                                                                Гиппократ

    Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

    Мы чаще всего питаемся тем, что нам  нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

    Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

  Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

    Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

·       В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;

·       Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

    Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

    Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

    Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

                                                  Родителям  на  заметку:

·       Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в УДО;

·       Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;

·       Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;

·       Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;

·       В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

    Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

    Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

    Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые. Родители! Помните об этом!

                                             Как правильно сидеть за столом:

·       Садиться за стол можно только с чистыми руками;

·       Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;

·       На стол можно положить только запястья, а не локти;

·       Руки следует держать как можно ближе к туловищу;

·       Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;

·       Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.

                                                   Во время еды следует:

·       Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;

·       Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;

·       Есть беззвучно, а не чавкать;

·       Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;

·       Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;

·       Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

                                        О правилах гигиены питания.

    “Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!”  — старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

    Научите вашего ребёнка:

·       Соблюдать правила личной гигиены;

·       Различать свежие и несвежие продукты;

·       Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

    Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.

    Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.

1.    ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.

2.    после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.

3.    увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку  кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.

4.    Снизить количество поступаемых  углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.